Путешествие на Мальту, март 2014

В конце марта - начале апреля 2014 года ездил на Мальту. Решил совместить приятное с полезным: отдохнуть у моря и подтянуть свой английский язык. Март-апрель на Мальте это еще низкий сезон (высокий начинается в мае). С одной стороны это хорошо: цены на жильё, обучение и аренду авто в это время сильно ниже летних. С другой — не очень, температура воздуха не превышает 18 градусов, находиться на улице в такую погоду очень комфортно даже в самый сонцепёк, но вот купаться в море еще рановато.

Полный фотоотчет о поездке можно посмотреть в фотогалерее.

На Мальте 2 основных языка: мальтийский и английский. Все местные свободно говорят по английски, но акцент у них… мягко говоря не оксфордский. На счет изучения английского языка на Мальте в интернете можно найти много противоречивых мнений, основным доводом противников подобных курсов является фраза: “изучать английский язык на Мальте — всё равно что изучать русский язык в Грузии”. Хотя если руководствоваться этим доводом, то вообще нет смысла учить любой иностранный язык где-либо за пределами родной для языка страны.

В общем, прежде чем принять окончательное решение об этой поездке я немного сомневался, в итоге прошел двухнедельный курс и могу с уверенностью сказать, что не вижу никаких противопоказаний изучению английского языка на Мальте. В той школе, которую я выбрал абсолютно все учителя являются англичанами или американцами, то есть мне можно было не бояться того, что мне поставят мальтийский акцент. Мальта — это крохотный остров в Средиземном море, его площадь около 300 квадратных километров и живет здесь около 400 тысяч человек, но плотность школ английского языка тут, уверен, самая высокая в мире, их тут сотни, если не тысячи. Разумеется, далеко не во всех школах работают одни только английские/американские преподаватели, так что очень важно правильно выбрать школу.

Я заплатил за 2 недели интенсивного курса (6 академических часов в день, 5 дней в неделю) и проживание всего около 1000 евро. Очень бюджетно. Заселились мы в апартаменты, которые я бы оценил на 4 турецких звезды: вроде все чисто и аккуратно, есть вся необходимая мебель, кухонные принадлежности и техника, но мебель не новая, ремонт не свежий, краны подтекают… В общем, приемлемо и без излишеств.

Ложка дёгтя. Одним из критериев, по которому я выбирал школу, было наименьшее число русских студентов по отношению к другим студентам. Хотелось отдохнуть от русской речи и погрузиться в английскую. Несмотря на это я всё равно в школе повсюду встречал русскоговорящих ребят, кроме того, мне показалось, что сотрудники жилого комплекса специально всех русских селили в одно крыло здания, так как вокруг нашей комнаты было минимум еще 2-3 комнаты с русскими студентами. Одна из кампаний таких студентов всё свободное время бухала, а после прохождения теста радовалась получению аж уровня elementary.

Выбранная нами школа находится в городе Сент-Джулианс, район, в котором мы жили, похож на большую деревню: двухэтажные дома из желтого камня, тихие узкие улицы, нет супермаркетов, а вместо них маленькие узкоспециализированные магазинчики с хлебом, овощами и продуктами… хотя нет, вру, небольшой супермаркет таки был, но мы предпочитали его не использовать. В наши дни для городских жителей покупать продукты не в супермаркете — это уже экзотика, а в путешествиях всегда хочется новых ощущений, даже в таких мелочах.

Соседние районы (минут 10-15 ходьбы от нашего) уже похожи на современные европейские города: активный трафик, высотки, супермаркеты, клубы, но все это добро расположено на берегу бухты с красивым видом, далеко не каждый европейский город может похвастать таким. В первые пару вечеров, пока у нас еще не было машины, мы обошли пешком всю округу. На удивление, здесь мало общепита с местной кухней: очень много турецких кебабных (к слову, одна такая была возле школы и обедали мы почти каждый день в ней), итальянской и другой европейской кухни. Местными считаются блюда из рыбы или кролика и во многих ресторанах в меню можно найти несколько таких блюд.

Несколько первых фотографий:

Перед поездкой я планировал арендовать на Мальте скутер и исследовать остров на нём, но учительница отговорила делать это. Здесь скутеристов практически нет и местные водители ездят не так осторожно по отношению к ним, как в азиатских странах. Еще в Москве, после бронирования курса, мне прислали спецпредложение, в которое я не мог поверить: в Ависе машину предлагали взять бесплатно заплатив всего лишь страховку по 15 евро в день! Эта цифра выглядит просто фантастически маленькой, раньше я не арендовал машину дешевле чем за 40-50 евро в сутки!

К сожалению, это предложение действовало только до конца марта, то есть ровно половину моего пребывания на Мальте, поэтому я решил посмотреть альтернативные варианты и нашел предложение от компании Green Motion, где за маленький “Пежо” просили всего 10 евро в сутки! Это уже не фантастика, а сказка какая-то! Правда выяснилось, что страховка в эти 10 евро в день не входит и мне предложили либо доплатить дополнительные 5 евро в день (то есть итоговая цена — те же 15 евро в сутки, как и в Ависе, только без всяких скидок и спецпредложений), либо заблокировать на моей карте 650 евро и разблокировать их после возвращения машины. Не чувствуя подвоха, я выбрал второй вариант, осмотрел машину, указал на ней пару мелких царапин, подписал бумаги и забрал машину.

А на следующий день я заметил на машине сильную вмятину в районе порога. Похоже что предыдущий водитель неудачно наехал на большой камень или бордюр. Заметить вмятину можно было только присев рядом с машиной и заглянув под неё.

Мальта — бывшая английская колония, отсюда и распространенность английского языка, и прочие артефакты, такие как левостороннее движение и, как следствие, праворульные машины. Это был мой первый опыт вождения праворульной машины и я, к своему удивлению, быстро привык новым правилам, на второй день езды уже на подсознательном уровне правильно ориентировался на дороге без повторения мантры “поворот направо в левый ряд…”.

Первым делом на машине мы поехали в Мдину. Мдина — это маленький (по современным меркам) город-крепость, который раньше был столицей Мальты. По своим исходным функциям Мдина похожа на московский Кремль (да и, наверное, любой другой Кремль), но в отличии от современного Кремля Мдина открыта для свободного посещения туристами и здесь до сих пор живут обычные люди! Жильё здесь стоит баснословно дорого, поэтому люди живут тут поколениями.

Недостатком совмещения изучения языка (таким интенсивным курсом) и туризма является то, что наши уроки заканчивались в 14:30. Пока пообедаешь, соберешься и т.д. и уже часа 4 вечера. В марте-апреле темнеет здесь около 7 вечера, поэтому с осмотром природных достопримечательностей проблем не было, а вот большинство кафешек, музеев и других развлечений работают до 5 вечера. Поэтому в Мдину мы возвращались целых 3 раза.

Сначала мы хотели посетить кафешку “Фонтанелла”. Она расположена на стене Мдины и известна на Мальте своими вкуснейшими тортами собственного приготовления. Затем планировали посетить Mdina kraft village — это такая туристическая деревенька, в которой построены домики, в которых работают местные ремесленники и всем желающим показывают свою работу в процессе.

Два самых интересных места в Mdina kraft village — это фабрика по производству стекла Valletta glass и ювелирная мастерская, в которой делают украшения из серебра. Но об этом я расскажу чуть позже.

На следующий день мы построили длинный маршрут: Blue Grotto - Mgarr - Popaeye bay - Mellieha - st. Paul’s Bay, но из-за ограничения по времени успели заехать только в одно место. В итоге, только в выходные дни мы могли позволить себе посетить 3-4 места, а после занятий успевали заехать только в одно место. Кроме того, учительница рекомендовала ехать в Блю Гротто утром и обязательно арендовать там лодку.

Мы доехали до города Мжарр, там свернули на Gnejna bay, а затем поднялись на скалу над пляжем где стоит Lippija tower. Дорога к Lippija tower идет круто вверх, она узкая, две машины на ней не разъедутся, и нельзя назвать эту дорогу даже просёлочной — она вся усыпана камнями, полна выбоин и на своей машине я туда может и не сунулся бы. В целом, дороги на Мальте очень хорошие и несмотря на то, что обычно их ширина не больше 2 полос в каждую сторону, пробок тут почти нет. Перекрестки за пределами городов в основном сделаны в виде кругового движения, с дорог вдоль моря открываются прекрасные виды. В общем, вождение здесь расслабленное и доставляет удовольствие. Если не сворачивать на дорожки похожие на дорогу к Lippija tower :)

Липиджа тауэр стоит на скале метров 30 высотой, скала эта абсолютно пустая и с нее открывается красивый вид на море. После города, в котором куда ни посмотри взгляд упрётся то в стену, то в дорогу, вид на уходящее в бесконечность море завораживает. Здесь мы встретили закат и поехали домой.

Катаясь по острову, мы часто встречали другие арендованные “Пежо”, и мне постоянно бросалось в глаза, что наш “Пежо” выглядит страшно по сравнению с другими, было немного обидно даже, что мне досталась не очень красивая машина (хотя успокаивала цена, в которую мне она обошлась). На второй день выяснилось, что наш “Пежо” — это Шкода Ситигоу :)

Изначально мне казалось, что такой крохотный остров как Мальта мы сможем изучить за недельку и останется время на то, чтобы сгонять на соседнюю Сицилию, которая в несколько раз больше, а также на другие мальтийские острова Гозо и Комино. Сейчас стало понятно, что с таким плотным учебным графиком и на Мальте останется много неисследованных нами мест.

Любопытный факт по поводу мальтийских островов. Кроме острова Мальта в республику Мальта входит еще несколько островов, второй по размеру после Мальты — остров Гозо, его площадь 67 квадратных километров, население — 30 тысяч человек. Везде в мире существуют разной степени трения между соседями: жители одной культурной столицы недолюбливают жителей столицы, жители одного европейского государства недолюбливают своего большого соседа с его имперскими замашками, жители Мальты недолюбливают гозианцев и наоборот. Мальтийцы часто используют Гозо как место для пикников и оставляют там много мусора. Гозианцы ездят на Мальту (полчаса на пароме) на работу и отбирают рабочие места у мальтийцев. Каждый день на Мальте мы старались покупать местные газеты и в одной из них наткнулись на статью, в которой мальтиец подробно разъяснял почему они, мальтийцы, лучше гозианцев. Смешно наблюдать за такой конфронтацией со стороны. Вроде бы у них всё общее: история, культура, традиции, язык, но всегда можно найти причину для взаимной нелюбви.

На следующий после Липиджа Тауэр день мы решили поехать в столицу Мальты — Валлетту. Нас предупреждали, что с парковкой в Валлетте не просто, поэтому мы поехали туда на автобусе: билет на 2 часа стоит 1,3 евро, на целый день — 1,5. За все время пребывания на Мальте мы несколько раз катались на автобусах и один раз встретили контроллера, так что билетами лучше не пренебрегать. Местные автобусы больше похоже на туристические, чем на обычные рейсовые — удобные кресла, но очень узкий проход между ними и совершенно неудобно выбираться в таких автобусах через толпу людей. В московские часы пик такие автобусы затрещали бы по швам.

Валетта тоже старый город, но современнее Мдины. Дороги здесь шире, туристов больше, магазины с сувенирами, ювелиркой и продуктами, как ни странно, дешевле чем в Мдине.

Панорама:

Панорама

Еще небольшая ложка дёгтя. Каждую пятницу одна или несколько групп студентов заканчивает свое обучение в школе и каждый понедельник новые группы приступают к занятиям. В нашу первую пятницу особо дружная толпа выпускников устроила громкую тусовку у бассейна: на втором этаже жилого корпуса какие-то умники вытащили на балкон стерео-систему, врубили её на полную громкость, а сами ушли тусить к бассейну с толпой таких же весельчаков. К сожалению, не все разделяли радость и желание “веселиться” до полуночи, но на то чтобы разогнать эту толпу и отключить музыку у администрации школы и жилого комплекса ушло часа полтора.

В субботу с утра поехали в Blue Grotto — здесь туристов на моторных лодках катают вдоль скалистого побережья и показывают пещеры в скалах. Летом, говорят, в очереди на лодку можно простоять до получаса, но нам наоборот пришлось минут 15 подождать пока наберется 8 туристов, чтобы полностью заполнить всю лодку.

Честно говоря, не самое впечатляющее место, st. Peter’s Pool и некоторые другие места произвели на меня большее впечатление. Зато после прогулки на лодке мы зашли в местный ресторан и впервые за всё путешествие поели блюда из свежепойманной рыбы. Очень вкусно. Не могу найти точное объяснение, но дома, в Москве, я не очень люблю есть рыбу. Потому что она замороженная-перемороженная? Или это свежий воздух и вид на море так разжигает аппетит?

Затем поехали смотреть на Hegar Qim temples и Mnajdra temples. По описанию это древние, старше 5000 лет, развалины поселений людей, охраняемые Юнеско. Реально же — груда камней, укрытая шатром и огороженная забором. Учительница позже рассказывала, что с этим местом не все так просто: во-первых, дома построены из тяжелых неместных камней, непонятно, откуда их привезли и как поднимали. Во-вторых, здесь из камней выложено что-то вроде рельсов, но в то время еще не было изобретено колесо. В-третьих, подобные рельсы найдены на другой стороне моря в Африке, одна из версий — в то время между Мальтой и Африкой не было воды.

Последним пунктом этого дня опять была Мдина, но мы снова приехали слишком поздно и не успели в деревню ремесленников. Зато в Мдине нашли кафешку на стене замка, с которой открывается красивый вид на остров.

В воскресенье утром поехали на местный воскресный рынок в Marsaxlokk (Маршалок). Было крайне сложно припарковаться, но после 3-4 кругов и 20 минут я нашел место в закоулке прямо возле рынка.

Побродили там, купили свежих королевских креветок (13 евро/килограмм), лосося и еще 2 кусочка — слайс и филе — непонятной, но выглядящей аппетитно, рыбы (в среднем по 10 евро/килограмм), а также пару баночек приправы для рыбы. Затем покушали в местном ресторане, я заказал рыбу-меч и она мне не очень понравилась — вкус отдавал тиной.

Срез непонятной рыбы, которую мы купили оказался рыбой-меч. Эту рыбу здесь называют рыбным стейком. Срез такой рыбы представляет из себя почти ровный круг диаметром сантиметров 25 и толщиной около сантиметра. У этой рыбы из костей — только позвоночник сантиметра 3 в диаметре, мясо мягкое и нежное. Дома мы сами пожарили этот стейк с приправами и он получился куда вкуснее ресторанного! Есть такую бескостную рыбу одно удовольствие — это действительно полноценный стейк, а не какое-то там филе пикши!

После рыбного рынка мы поехали к Delimara point и st. Peter’s pool — красивые и в это время малолюдные вью пойнты (как этот термин правильно и так же коротко перевести на русский? Варианты “вид”, “точка обзора” мне не очень нравятся), хотя, подозреваю, летом тут народу больше, так как вода теплее, море спокойнее и можно купаться (сейчас купаться нельзя не только из-за холодной воды, но и из-за сильных волн).

Понедельник 31 марта здесь был выходным днем, в этот день здесь отмечается Freedom Day — 31 марта 1979 года, ровно 35 лет назад, Мальта перестала быть английской колонией. Старшее поколение местных жителей говорит об этом дне как о худшем дне современной истории Мальты. Вместе с англичанами ушли инвестиции, в том числе и в туризм, рабочие места, в том числе и в вооруженных силах и другие плюсы.

Для нас этот день был просто дополнительным выходным, в который мы решили съездить на остров Комино. Катаясь по Мальте, в качестве навигатора я использовал встроенные в Андроид Google Maps. Гуглокарты в одну сторону вели нас по одному, цивильному, маршруту, в другую сторону завели на какую-то проселочную дорогу, пришлось разворачиваться. Причем такое странное построение маршрута было не единичным. Такое впечатление, что Гугл собирает статистику по маршрутам: время, средняя скорость и т.д., и на нас ставит эксперимент, чтобы определить, какой маршрут лучше :))

Комино — совсем крошечный остров, официально на нем проживает всего 4 человека, наверное, это продавцы гамбургеров из палатки возле причала. Если до Гозо можно добраться на пароме прямо вместе со своим автомобилем, то до Комино возят только людей. Местные жители также используют этот остров как место для пикников, не понимаю эту их страсть: взять мангал, угли и мясо и тащиться с ними на причал, а потом еще плыть на другой остров (заплатив евро 10 с человека), чтобы пожарить мясо, если под окнами они имеют ровно такие же пейзажи. Хотя, по правде, б_о_льшая часть местных действительно устраивает пикники чуть ли не под окнами своих домов. Что необычно, для нас пикник — это в первую очередь покрывальце на травке, а мальтийцы предпочитают покрывалу складные стулья и столы.

После Комино мы еще раз пешком прогулялись по округе вокруг школы.

На следующий день мы в очередной раз вернулись в Мдину, на этот раз таки попали в Ta Qali krafts village, зашли на фабрику по производству фигурок из стекла и в ювелирную мастерскую.

Стеклодувы ловко и быстро превращали куски раскалённого стекла в фигурки: лебеди, коровы, кружки/тарелки, шары для ёлок. Раскаленный пузырек стекла на длинной трубке окунается в тарелку, наполненную разноцветными осколками стекла, а затем быстро вращается. Осколки плавятся и оставляют рисунок уникальной формы внутри пузырька. Затем мастер с помощью щипцов и других инструментов придает фигурке нужную форму и ставит её в печку закаляться.

Такие фигурки в соседнем магазине продаются начиная от 20 евро. Неслабая прибыль, с учетом того, что каждый мастер без особых усилий может создавать не меньше 5 фигурок в час. Обидно то, что я прикупил в качестве сувенира здесь кружку за 20 евро, и она треснула после того, как в неё в первый раз налили кипяток. Теперь она годится разве что для того, чтобы складывать в неё карандаши.

На Мальте добывают серебро, поэтому здесь много ювелирных мастерских и изделия из серебра стоят относительно недорого. Кольца и небольшие украшения стоят от 10 евро. Интересна техника производства украшений, её называют filigree, вероятно, у этого слова общие корни с нашим “филигранный”. Работа здесь действительно тонкая. Мастер берет две тонких серебряных нити, диаметр каждой 0.25 мм (!) и сплетает их вместе. Затем он прижимает один конец скрученной нити к столу, а второй конец накручивает на столе вокруг прижатого к столу конца. Получается маленькая плоская спиралька диаметром в несколько миллиметров, форму которой мастер фиксирует газовой горелкой. Такая спиралька является элементарной единицей, из которых собирают сложные узоры.

После деревни ремесленников мы в последний раз вернулись в Мдину, посидели в Фонтанелле, еще одной “настенной” кафешке, эта та самая, о которой я упоминал, как о кафешке, известной на всю Мальту тортами собственного приготовления. Тортики действительно вкусные для общепита, но мама дома печёт вкуснее. К тому же позже в большом супермаркете мы нашли точь в точь такие же тортики.

Гуляя по Мдине, мы каждый раз встречали рыжего кота, по виду которого сразу становилось понятно, кто в Мдине хозяин :)

Вот так незаметно путешествие и подошло к концу.

В пятницу я должен был сдать машину, и с этой процедурой возникла небольшая проблема. Я упоминал, что не обратил внимания на вмятину, которая была на машине еще до меня, и также говорил, что вмятину можно было заметить только присев рядом с машиной и заглянув под неё. Мерзкая тетка, которая приехала забирать машину, первым делом подошла к проблемному месту и не присаживаясь радостно завопила, что этой вмятины не было, хотя с той точки где она находилась повреждение увидеть было нельзя. Очевидно, что она знала о вмятине и, сдается мне, я не первый кого пытались развести на деньги с её помощью.

Сначала она пыталась уболтать меня оформить страховой случай, списать деньги с моей карты и выдать мне документы, с помощью которых я смог бы стрясти деньги со свой страховой компании, которая оформляла мне туристическую страховку. Но я знал, что с нашей страховой такой номер не пройдет и настоял на том, что повреждение было сделано ещё до меня. В итоге всё обошлось, деньги с меня не списали.

Впечатление от Мальты остались самые лучшие. Жизнь здесь кажется простой, неспешной. Климат тёплый, жилье недорогое, серьезные налоговые поблажки (10 лет без налогов для новых иностранных компаний) создают отличные условия для бизнеса… но, конечно, туризм — не иммиграция.

В отношении стоимости аренды жилья на Мальте есть интересный закон, он запрещает владельцу жилья повышать стоимость аренды и выгонять жильца. Причем договор аренды может передаваться по наследству. Люди снимают здесь жилье поколениями и платят за него смешные по современным меркам деньги. Учительница рассказывала историю: один иностранец вселился много лет назад в дом. Хозяин жилья рассчитывал на то, что иностранец проживет здесь не больше пары лет, но жилец женился, стал мальтийцем и уже много лет платит за дом с рыночной стоимостью 300 тысяч евро арендную плату в 300 евро в месяц. Хозяин предлагал жильцу выкупить дом, но тот отказался заплатить за него даже 30 тысяч.

От языковой школы также остались только хорошие впечатления. На первом тесте мой уровень определили как intermediate, на последнем — upper intermediate. Хотя, предполагаю, что за эти 2 недели я просто сумел на время снять барьер “думать на русском, переводить на английский” и заставил думать себя по-английски, сейчас, спустя месяц без практики, боюсь, мой уровень откатился немного назад.